Явка с повинной,

или Почему я не выполнил поручение исполняющего обязанности губернатора Архангельской области Верещагина А.Ф.

Я являюсь председателем правления товарищества собственников жилья «Шубина-50». Одновременно веду в ТСЖ и бухгалтерский учёт, поскольку имею ленинградское высшее экономическое образование.

В пятницу 16 апреля 2010 года в 12 часов меня пригласили в Октябрьский отдел соцзащиты населения на ул. Тимме. Одновременно со мной туда же прибыли ещё несколько председателей ТСЖ и ЖСК. Нам вручили «Соглашение об информационном взаимодействии», уже подписанное со стороны ГУ «Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску» его руководителем Полынкиной В.П. Данное соглашение необходимо (по мнению авторов) для предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. Та самая монетизация льгот.

В сопроводительном письме нас информировали, что «исполняющим обязанности губернатора Архангельской области Верещагиным А.Ф. поручено обеспечить подписание данных соглашений в срок до 14 часов 16 апреля 2010 года. Подписанное соглашение необходимо представить в ГУ «ОСЗН по г. Архангельску» на Новгородский, 160» (выдали соглашение, напомним, лишь в 12 часов 16 апреля. – Прим. ред.). Стиль работы такой у учреждения – людей по городу погонять. Данное поручение я не выполнил. Не подписал и не предоставил. Причин поступить так у меня несколько. Вот они.

1. Особенности построения фраз на русском языке не дают чёткого ответа – кому именно было поручено «обеспечить подписание» соглашения в такой сжатый срок (менее двух часов) – соцзащите или нам, председателям правлений ТСЖ. Вполне возможно, что именно соцзащита и не исполнила требование.

2. Председатель правления ТСЖ не является, в отличие от остальных должностных лиц, органом управления своего ТСЖ. Он не может принять ни одного самостоятельного решения без одобрения правления или Общего собрания дома. Эту «маленькую» деталь постоянно забывают многие работники органов государственного управления, с кем мне приходилось общаться. Поэтому подписать такое соглашение без предварительного одобрения своего правления я не имею права. Времени же на сбор Правления мне не дали, да и не факт, что Правление одобрило бы подписание этого соглашения.

3. Привычка устраивать авралы (в армейской жизни это называют «дурдомы») в чиновничьей среде неискоренима и является стилем работы. Но даже в нашем случае – к чему такая спешка, прикрытая поручением и.о. губернатора? На мой взгляд, действия соцзащиты не вполне корректны и не совсем законны, соцзащита хочет прикрыть своё бездействие соглашением (договором), который, как известно, есть «продукт при полном непротивлении сторон» (Мечников) или «согласованная воля двух сторон» (ГК РФ). Если наше ТСЖ согласно, то и у соцзащиты всё в ажуре. Только почему наше ТСЖ должно быть согласно? Об этом ниже.

4. В постановлении Правительства Архангельской области от 10.03.2010 г. № 61-пп «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки…», подписанном губернатором Архангельской области Михальчуком Ильёй Филипповичем, в пункте 23-3 указан срок: госучреждения «ежемесячно, 25 числа, передают организациям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, списки граждан, имеющих право на денежные выплаты». В соглашении же ОСЗН обязуется исполнять эти же действия ежемесячно, 2 числа месяца следующего за отчётным. И просит меня подписаться под прямым нарушением указаний губернатора. Но это не мой стиль работы.

5. В том же соглашении мы обязаны ежемесячно, второго числа, получать «в подразделениях в электронном виде списки граждан». Двадцать первый век. Получать в подразделениях, лично, но зато в электронном виде. Авральный метод работы ОСЗН и вечные очереди посетителей у них в коридорах, а также способ приглашения нас для принятия решения по подписанию соглашения за менее, чем два часа, описанный выше, говорит мне только об одном. Я буду тратить каждое второе число месяца своей жизни с 9 до 17 часов на пребывание в коридорах соцзащиты с целью получения заветной информации на магнитном носителе. Я ценю своё время и решительно не готов заниматься этим. Основной свой доход я получаю в другом месте. И не надо рассказывать мне про обмен информацией по электронной почте. В соглашении сказано – «электронная почта при наличии возможности шифрования персональных данных», то есть никогда.

6. Я не знаю (точнее, я подозреваю), какая служба готовила постановление № 61-пп. И эта служба опять всю нагрузку по ведению расчётов взвалила на организации жилищно-коммунального хозяйства. Но самое главное, это постановление не обеспечивает выполнение тех обещаний, что наш губернатор и региональный партийный лидер «Единой России» Михальчук Илья Филиппович давал пенсионерам при введении монетизации льгот. Пенсионеры по данному постановлению никак не смогут получать деньги на свои лицевые счета с упреждением за месяц. И виноваты в этом будут ленивые, жадные и неисполнительные организации жилищно-коммунального хозяйства.

Этот вывод уже заложен в соглашении об информационном взаимодействии, которое я не подписал. Потому что пятого числа СЛЕДУЮЩЕГО (а не предыдущего) месяца я должен представить в ОСЗН расчёт всех коммунальных платежей. Но я не буду успевать это делать к пятому числу даже следующего месяца, так как счёт из ТГК-2 я получу числа седьмого. Два дня минимум мне надо обработать и начислить возмещение теплоэнергии для всего дома, потому что наш дом – единый организм и начисление платежей без ошибок возможно только одновременно всем собственникам. Но пятого числа я должен уже эту цифру, которая у меня появится не раньше девятого числа, сдать в ОСЗН и нести ответственность за возможный ущерб областному бюджету в результате моих неверных расчётов. Виновные в срыве монетизации льгот уже определены, и это не областные чиновники.

7. В эту зиму в нашем доме теплоэнергия стоила 35-37 рублей/1 кв. метр вместе с подогревом горячей воды. Это тариф ТГК-2, умноженный на количество тепла по счётчику и разделенный на площадь помещений в доме. В Интернете мелькали цифры: у управляющих компаний – 82 рубля/1 кв. метр плюс отдельно подогрев горячей воды. Областной бюджет всем компенсирует 50%. Нам – 18 рублей с метра, управляющей компании – 41 рубль. В бюджете есть лишние деньги? За что управляющая компания получит лишних 23 рубля с метра?! И введённая система предоставления мер социальной поддержки опять экономически стимулирует не экономных хозяев, а бесхозяйственных, или жадных управленцев. Неужели в правительстве области не осталось ни одного экономиста, который смог бы рассчитать средний размер мер социальной поддержки исходя из тарифов ресурсоснабжающих организаций и местности?

Условно: центр Архангельска, каменный дом, одинокий пенсионер, норма 33 кв.м, получится 800 рублей в среднем за год. И перечисляйте эту сумму ему ежемесячно лично гражданину. И не надо ни ежемесячных расчётов, авралов, актов приёма-передачи информации, поездок, очередей, нервов. Правда, что делать со ставшими ненужными клерками и лишними 23 рублями с 1 кв. метра для управляющей компании?

8. Пенсионный фонд смог наладить учёт пенсионеров и выдачу им пенсий, не требуя от пенсионера ежемесячно справку для получения пенсии, например, из ТСЖ? Почему это не получается у соцзащиты? Указанные меры социальной поддержки по экономической сути – областная прибавка к пенсии. Если соцзащита не сможет выполнять эти функции, пригрозите, что отдадите эти потоки в Пенсионный фонд России, и в течение двух месяцев всё наладится.

9. А теперь одна юридическая загадка. Я довольно подробно изучил жилищное законодательство. И нигде я не нашёл чёткого определения, что ТСЖ является организацией жилищно-коммунального хозяйства. Есть только постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, где сказано, что ТСЖ может быть исполнителем коммунальных услуг. Значит, может и не быть. Сами коммунальные услуги там же определены как деятельность исполнителя по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Точка. Конец цитаты. ТСЖ под это определение притянуть можно, но на усмотрение судьи. Региональные же законодательства по ЖКХ (например, Кемеровской области) считают обязательным для организации ЖКХ наличие лицензии.

Товарищество собственников жилья «Шубина-50» не является исполнителем ни по одному виду услуг.

Товарищество собственников жилья «Шубина-50» является НЕкоммерческой организацией, не создаёт добавленную стоимость, не реализует ничего никому, в том числе никаких работ и никаких услуг, кроме аренды.

Товарищество собственников жилья «Шубина-50» не обладает лицензией на продажу электрической и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение и вывоз мусора.

Уставная деятельность товарищества – всего лишь Обеспечение предоставления собственникам помещений коммунальных и прочих услуг.

Получается, товарищество собственников жилья не является организацией ЖКХ и действие постановления Правительства Архангельской области от 10.03.2010 г. № 61-пп «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки…» на наше товарищество (и другие ТСЖ) не распространяется. В том числе и поэтому я не подписал соглашении с ОСЗН.

10. Есть ещё Положение о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, утверждённое Приказом Минстроя России от 20 августа 1996 г. № 17-113. Пятый раздел указанного Постановления просто называется «Организация договорных отношений между организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности и организациями – потребителями услуг». Приказ Минстроя чётко разделяет организации ЖКХ и организации-потребители услуг. Наше ТСЖ – организация-потребитель и, получается, никак не организация ЖКХ.

11. Из всей совокупности законов и постановлений, да и просто согласно логике, следует простой вывод: льготу должен предоставлять поставщик коммунальных услуг – ресурсоснабжающая организация. Но никак не ТСЖ. А кто будет делать для этого расчёты (они достаточно трудоёмки) – уже специально созданное для этих целей учреждение ОСЗН или наши монополисты, решать областной власти.

12. И тут следует ещё более простой вывод: указанные организации этого делать не хотят ввиду большой трудоёмкости процесса. И ТСЖ может взять на себя эту функцию, но не бесплатно и не в виде повинности. Однако в представленном соглашении с ОСЗН об информационном взаимодействии раздела «Оплата услуг» нет. Не в этом ли причина спешки и аврала при заключении соглашений, устроенных ОСЗН?

Я задавал уже похожие вопросы 12.03.2009 года на прямую линию с Чурносовым В.П. в газете «Архангельск». Ответа не было. Но и моих доводов никто не опроверг.

13. В ответе на моё письмо губернатору по этой же проблеме 17.09.2008 г. и.о. директора Департамента ТЭК и ЖКХ области Рудаков В.А. сообщил, что узкие места должны регулироваться договором с ОСЗН.

В своём письме г-же Полынкиной В.П. я уже сообщал цену, которая мне кажется справедливой: 2000 рублей за ведение дел и 500 рублей с каждого льготника в месяц, НДС не облагается. Или считайте льготников сами.

Почему я не обратился в 2009 году в Арбитраж о понуждении ОСЗН к заключению такого договора? Я ждал отмены льгот в натуре с января 2010 года, потом ещё 4 месяца текущего года, а теперь увидел, что для нашего ТСЖ ничего не изменилось. Почему мы должны платить бухгалтеру за выполнение им функций по исполнению обязательств областного бюджета перед гражданами? Кто-то кому-то что-то пообещал, а исполнителем назначили ТСЖ.

ТСЖ по способу формирования органов управления, по финансированию – это гаражный или садово-огороднический кооператив, а никак не коммерческое предприятие ЖКХ. У товарищества собственников жилья «Шубина-50» нет отношений с гражданами, а только с собственниками жилья – членами товарищества. А у областной власти есть специализированное учреждение для выполнения этой функции, но которое опять непосредственным исполнителем пытается сделать управляющие компании и ТСЖ.

«При установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «ТГК-2» потребителям Архангельской области, действующих в 2009 году, расходы по начислению и сбору с населения средств за оплату услуг теплоснабжения включены согласно заключённым договорам ОАО «ТГК-2» с организациями, осуществляющими сбор платежей». Вполне возможно, что это 3,2%. Этих денег за сбор денежных средств с населения, а по сути, выполнения функций абонентского отдела ресурсоснабжающей организации, мы никогда не видели. Но это будет отдельный разговор в Арбитраже.

Факт в том, что деньги на оплату расчёта первичных документов по предоставлению мер социальной поддержки выделены (и всегда выделялись) в виде финансирования ОСЗН или тарифов на тепло, свет и воду. Но получают их не исполнители в ТСЖ, а эффективные менеджеры в больших кабинетах. И ничего опять не меняется, хотя повод поставить всё с головы на ноги прекрасный.

Дорого нам платить? Вводите фиксированный платёж и перечисляйте на карточки или на почту непосредственно гражданам. Как и прописано в областном законе. Без всяких благоглупостей в подзаконных актах. А пенсионер, уж мне поверьте, спросит с ТСЖ или управляющей компании, почему он получил 800 рублей компенсации, а счёт пришёл не на 1600, а на 3000 руб. Вот тогда и на общие собрания явка резко увеличится.

14. Почему я написал это письмо? Потому что согласно нашему Уставу, задача ТСЖ ещё и представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в договорных и иных отношениях с ресурсоснабжающими, обслуживающими, управляющими и иными организациями, индивидуальными предпринимателями; а также Представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в судебных, государственных органах власти и органах местного самоуправления.

И осенью, когда мои пенсионеры вернутся с дач, и не увидят поступления денег, местные чиновники попытаются обвинить лично меня в саботировании, хотя к тому времени я постараюсь по этому поводу провести заседание правления, а может, и общее собрание. Я же хочу, чтоб люди не были обижены и деньги свои получили. Но чтоб это было не в ущерб их соседям, которые сейчас оплачивают дополнительную работу дополнительного бухгалтера по отдельному трудовому договору за счёт членских взносов. Сумма небольшая, но ведь деньги счёт любят.

Я уже писал вскользь про судью, но я не могу даже обратиться в суд – прав ли я? Если ТСЖ не организация ЖКХ – сиди и жди. Ждать не хочется, потому что пострадают льготники. А они-то уж точно ни в чём не виноваты.

Я обращаюсь к председателям правлений ТСЖ. С нами поодиночке делают всё, что хотят. Давайте выработаем совместную политику хотя бы в вопросе льгот. Моя почта: tovschub50@yandex.ru.

Я обращаюсь к областному правительству и областному Собранию. Давайте сделаем всё по закону, а не по инерции. Перепишите механизм возмещения льгот!

Игумнов Павел Викторович,
председатель правления товарищества собственников жилья «Шубина-50».
Мой телефон есть во всех базах данных.

16 thoughts on “Явка с повинной,”

  1. Некоторые господа говорят об этом короче,не буду называть его,но:»КОМПОТ» и «КОМПОСТ» в одном флаконе.Это уже я добавил(не Гревцов).Кроме того- члены ТСЖ это собственники жилых помещений.Может быть и так: 51% собственников жилых помещений члены ТСЖ, а остальные -«рядовые граждане РОССИИ»(процент -от квадратных метров).
    Цели,задачи, права и обязанности в Уставе должны быть прописаны!Это надо бы знать ЗАКОНОДАТЕЛЯМ.

  2. 1. С интересом посмотрел телепередачу по данной проблеме от 26.04.10. Последняя фраза журналистки «оплата расходов на ведение расчётов (то, чего я и добиваюсь) будет за счёт самих льготников» должна опять столкнуть льготников и правление ТСЖ. Это заявление непродумано и свидетельствует о незнании первоисточника. Статья 4 Обл закона № 262-33 ОЗ : «Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим законом, оплата почтовых услуг и услуг кредитных организаций финансируются за счёт средств областного бюджета.»
    2. Я не полно отразил в своей статье ещё один аспект. «У товарищества собственников жилья «Шубина-50» нет отношений с гражданами, а есть только с собственниками жилья – членами товарищества.» Председатели и главбухи ТСЖ! Вдумайтесь! Если собственник жилья пропишет (зарегистрирует) у себя родственника-льготника, какие у ТСЖ могут быть отношения с данным льготником? Никаких! Регистрация граждан- это задача МВД и если ТСЖ пытается заниматься этим,то это может быть расценено как превышение служебных полномочий. Оно Вам надо? ТСЖ считает долю участия- квадратные метры, а не головы.
    3. И ещё вопрос к создателям закона, ответ на который может многое прояснить в будущих судебных спорах. Мера социальной поддержки- это что, если перевести из политической в юридическую плоскость? Льгота? Скидка? Зарплата? Субсидия? В законе, а тем более в постановлении, нет ответа. А ведь это очень важно. Я же должен что-то судье объяснить.

  3. Во!Уже позванили!Молодцы! Постановление Правительства Архангельской области №61-пп от 10 марта 2010г. вступает в силу с 1 мая 2010г. Ещё раз благодарю, хотя и с опозданием сообщили!

  4. Передёргиваю не я!Вопросы- без ответа.Это уже ответ!Кому что положено по какому закону и постановлению в каком размере и сколько? Ни кто не знает! Даже удостоверения и то на клочке бумаги! не то, что у госорганов и «кукловодов»Я имею ввиду «лже -полковников»и «лже-докторов наук».№- дата?

  5. Александр ты умный человек! не передергивай! ни кокого распорежения принудитильного не было! необходимо договориться! что бы для людей было всё понятно и доступно!вы же тоже отвечаете за людей! *wassup*

  6. Есть постановление Минздрава!Номер не скажу,т.к. просили не разглашать.В этом постановлении как раз норму социальной площади забыли прописать!(это моё мнение).Есть процент предоставляемой скидки, есть предельная региональная норма! А Норма социальной площади -отсутствует! Она для одиноких- одна, для двоих проживающих -другая, для тех кто живёт в тесноте, но не в обиде -18 кв.метров- каждому!Я делаю вывод, что специально буковку забыли, как с ночным тарифом («до 6 часов утра»!)И не извеняются! До семи он!Это в порядке вещей!

  7. Аргументированно и посуществу. Когда у нас там выборы? Думаю Вам нужно в мэры. Я серьезно.

  8. Всем привет!
    Пока мы тут все рассуждаем о ТАРИФах и МОНЕТИЗАции,
    наш уважаемый МЭР успел позагорать в ЕГИПТЕ.
    На последних встречах он аж светиться ЗАГАРОМ и отдохнувшим ФЕЙСОМ.
    Мы рады за вас!

  9. Каждая льготная категория граждан попадает под свой закон. Одним льгота считается по соц.норме (в основном, это «областники» по 262-33-ОЗ), другим — по фактическому потреблению. У некоторых льготы распространяются на всех членов семьи.

  10. А Вы можете сказать всё-таки, как ПО ЗАКОНУ должны начисляться льготы:

    или 1. Исходя из суммы, которую платит льготник за коммуналку — каждый месяц разная, в зависимости от расходов?

    или 2. Исходя из социальной нормы — каждый месяц одинаковая сумма, расчётная, по нормативам.

    Легче для исполнения и дороже для бюджета — второй вариант. Первый вариант — неудобный для всех, зато обойдётся дешевле. Или я ошибаюсь?

  11. Да и соцзащите невесело. Для нас этот порядок тоже убойный. Сформировать для всех организаций списки льготников, а через три дня их все обратно принять, обработать в течение суток и подать заявку на деньги — хочется посмотреть на того работника, у которого нервная система выдержит подобный ежемесячный аврал.
    Мы бы и сами рады забрать себе расчет льгот, так ведь, денег нет, говорят нам.

  12. А документ от 10.03.2010 №61-пп -в силу ещё не вступил! Где он опубликован и когда?Или я плохо читал прессу? Монетизация необходима, но не автаматическая!Заест автомат и будет «УЕ,уе,уе».Тем более, что постановления администрации можно сравнить с холостыми патронами!

  13. Двина- информ: Монетизация льгот в Архангельской области пройдет автоматически. Власти уже отчитались, у них все хорошо.

  14. С 1996 года нашей областной и городской Власти ТСЖ были головной болью!В смысле- у них пропадал аппетит, как только речь заходила о создании ТСЖ!И сейчас они видят в них только источник получения денег Фонда содействия ЖКХ и громоотвод от справедливого возмущения горожан!Чуть что-собственники всё решают! Порядок монетизации ,установленный областью ,очень даже интересен и сплошные вопросы.Такое впечатление, что все оканчивали Магаданские Высшие учебные заведения!А в каком порядке Вам возмещаются предоставленные льготы?Или их вообще нет!ни льгот,ни компенсаций?

  15. В принципе все правильно, обязанность может быть возложена на юрлицо федеральным законом или договором, а не областным постановлением. Правление ТСЖ не должно интересовать сколько пенсионеров проживает в доме. ТСЖ строит свои отношения с собственниками, а не с жильцами.

  16. Замечательный анализ, как понимаю, замечательного человека.

Обсуждение закрыто.