Exegi monumentum*

«На самом дне я на матерущего налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим и спросонок — к проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лед налима вытащил. На морозном солнышке наскоро пообсох, рыбину под мышку – и прямиком на Соборну площадь».

«Я памятник себе воздвиг… рукотворный,» – отныне, наверное, именно такими словами может начать своё жизнеписание архангельско-верхнетоемский художник Сергей Сюхин.

Сергей Никандрович – художник довольно интересный. У него есть свой узнаваемый стиль. Именно поэтому его, наверное, и приглашают иллюстрировать книги, писать портреты… Он ценится.

Осенью прошлого года ему впервые довелось заняться созданием скульптуры. Скульптуры северного сказочника и художника Степана Григорьевича Писахова. Сегодня каждый горожанин может лицезреть её на «лубочно-поморском» проспекте – Чумбарова-Лучинского. К скульптуре той относятся по-разному. Кому-то она сразу понравилась, кому-то нет. Кто-то говорил о полном сходстве со сказочником, а другие (кто лично знал сказочника) утверждали, что «он был конечно не высокий, но не такой маленький; покрепче в плечах», «он никогда не подавал руки при встрече, а приподнимал шляпу в знак приветствия»… Очевидно, что скульптура Писахова мало кого оставила равнодушным. И это самое главное. А лучший показатель её популярности – то, что за прошедшие восемь месяцев протянутая рука Степана Григорьевича буквально отполировалась до блеска – так часто её пожимают горожане, загадывая желания.

И тогда же, в октябре, наверное, родилась идея «заполонить» нашу Чумбаровку сказочными героями – Писахова и Шергина. Идея, наверное, правильная – нужно прививать любовь горожан (и, прежде всего, подрастающего поколения) к поморским авторам. Но городские власти, увы, в очередной раз пошли по не совсем верному пути. По крайней мере, мне так кажется.

Вообще, для художника нет ничего хуже, чем писать «потому что надо». Так бывает тогда, когда ты создал удачный образ и позже к тебе обращаются за новыми работами, ведь «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя получится». Нет ничего хуже, чем писать под заказ.

Так и в случае с Сеней Малиной на Налиме Малиныче, или просто со скульптурой «Архангельский мужик», установленной на Чумбаровке.

Сдаётся мне, что лепил Сергей Никандрович скульптуру не Сени Малины, а… себя, любимого. И вместо архангельского мужика вышел мужик верхнетоемский. Серёга Сюхин… И в таком «поведении» Сергея Никандровича обвинять нельзя — он лепил Сеню Малину так, как его видел. А видел коренного помора он со своим лицом…

* * *

Конечно, может, я и ошибаюсь, но в данном случае лучше было поступить по-иному… Не секрет, что Степан Григорьевич Писахов – сказочник народный, любимый. С его сказками мы начинаем жизнь и идём по ней. Его знают, наверное, всюду. А уж про Поморье и говорить не стоит.

А потому отдавать разработку всех «писаховских» памятников одному человеку, художнику, я считаю, не правильным. В Архангельске слишком много талантливых людей, чтобы не замечать их.

Городским властям лучше было бы объявить всенародный конкурс на создание скульптур сказочных и не сказочных героев северных писателей среди горожан. Причём, вести речь необходимо не только о героях Писахова, но и о шергинских и, может, даже коковинских…

Зимой прошлого года мне довелось достаточно плотно работать по конкурсу проектов памятного знака шотландской писательнице Евгении Германовне Фрезер. Тогда был объявлен всенародный конкурс на разработку памятного знака. Пришли на конкурс работы откровенно слабые и «странные», а были и совершенно уникальные работы, придуманные не маститыми художниками, а простыми горожанами. И я думаю, что памятники героям народного сказочника должен придумывать тот самый народ, для которого и о котором Степан Григорьевич писал. Конечно, на этапе воплощения в бронзу потребуется «доводка» со стороны профессионалов, но идея должна быть народная, душевная, а не «потому что надо».

* Я воздвиг памятник (лат.).

Яндекс.Метрика